Вопрос: Максим, моему сыну 16 лет. Он учится в колледже и в последнее время совсем перестал учиться. Играет на гитаре, лежит на диване с телефоном, гуляет где-то с друзьями.
Сейчас дошло до того, что не хочет продолжать учебы, сказал, что хочет забрать документы из колледжа, собирается заняться бизнесом, сказал, что все, кто сейчас учатся, будут работать у него. Что делать, как не дать загубить ему жизнь?
Ответ: Прежде всего, стоит разобраться, почему он ничего не делает.
Для возраста Вашего сына характерно, прежде всего, активное и быстрое отделение от родителей, осознание себя самостоятельной личностью.
Если раньше Вы подталкивали его, говоря, что ему делать, имея ввиду, что Вы хотите, чтобы он что-то делал, то теперь, с его отделением, такое действие не проходит. Человек в его возрасте осознал, что он личность и не хочет, чтобы ему говорили, что делать. Он хочет самостоятельности. И вот — он ее практически получил. Его нельзя заставить.
Однако, после того, как он осознал что уже может не делать то, что ему говорят, понял ли он сам, что он сам хочет? Знает ли он сам, что ему делать? Знает ли куда и как он идет?
И здесь всплывает второй момент, характерный для возраста Вашего сына — формирование мотивов. Борьба этих мотивов, расстановка приоритетов, и, в конечном итоге, формирование иерархии мотивов — тех стремлений и целей, которые определяют то, что заставляет человека выбирать определенный вид деятельности в конкретный момент времени.
Здесь уже вопрос к родителям — как они помогали ребенку формировать собственные мотивы? Есть ли у него навык — поиска желаний, постановки целей, целенаправленного движения к ней, преодоления препятствий и переживания неудач?
Отставив в сторону лирику, необходимо понимать, что можно сделать в сложившейся ситуации.
Прежде всего, необходимо, чтобы ребенок осознал, а что он хочет. Чтобы самостоятельно нашел и поставил себе цели. При этом, разочарованием для родителей может быть то, что цели несколько, а может и кардинально, отличаются от того, что сами родители ему замечтали. С этим придется смириться, поскольку ребенок отдельная личность и формирует цели и планы независимо от родителей. Но это тема отдельного большого разговора.
Далее, ребенку необходимо понять, как он может достичь своих целей, что ему для этого придется делать.
Цели должны принадлежать ребенку. Он сам их должен поставить. Понимание целей, желание их достичь появляется только тогда, и деятельность, ведущая к достижению целей появляется тогда, когда человек искренне хочет что-то получить.
В этой работе психолог может помочь ребенку осознать свои истинные цели и начать работу над их достижением. Однако, надо чтобы ребенок хотел работать с психологом и хотел получить помощь.